Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 18-22.
18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. 21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22 сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
На протяжении долгого времени еврейский народ жил напряженным ожиданием, что вот-вот исполняться древние пророчества, и родится правитель из рода великого царя Давида. Это и будет Мессия, по-еврейски Машиах. В греческом языке аналогом этого имени является Христос. На русский язык оба варианта можно перевести как «Помазанник», то есть тот, кого помазали, благословили на царство. Мессия сбросит иго иноземных захватчиков и вернет Израилю былую славу. Царство Мессия будет несокрушимым и распространится по всему миру.
А теперь представьте ситуацию. Апостол Петр, который также ожидал пришествие Мессии, признал Его в своем Учителе. Учитель этого не отрицает, но вместе с тем говорит такие вещи, которые ну никак не вяжутся с тем образом великого царя, которого ожидали увидеть все евреи. Словом смущение реакцию Петра назвать сложно. Это скорее шок. Тот, кто должен править, кто обладает невиданной властью и могуществом, в чем сам Петр не раз мог лично убедиться, будет унижен и умерщвлён. Да еще и это непонятно воскресение. Что это такое? Разве мертвые воскресают? Наверняка, какая-та странная метафора? Но в чем ее смысл?
Иными словами, Петр, а вместе с ним и все апостолы совершенно дезориентированы, сбиты с толку. Возможно, многие из них борются с искушением отойти от Христа. Зачем им такой Учитель, Который обречен на смерть? Однако они делают усилие над собой и остаются. Любовь ко Христу, личное отношение к Нему пересиливает. Они как бы говорят себе: «странные слова говорит Учитель, но ладно, Он знает, что делать».
В подобной ситуации ученики Христовы оказывались еще не раз. Еще не раз Господь говорил и показывал им такое, что буквально выбивало у них почву из под ног, разрушало все их представления о самих себе, об окружающем мире, о Мессии, о Боге и о том, как Он действует в этом мире. Но каждый раз они делали усилие, отгоняли сомнения и оставались, доверяя Тому, Кого любят, хоть и совершенно не понимали, что Он делает, как и зачем. Даже после креста, самого страшного события, крушения всех надежд и упований, они остались вместе. Их объединял не просто страх, но и любовь к Своему погибшему Учителю. Именно она дарила им тонкое, едва уловимое чувство надежды и не позволяла разбежаться кто куда. В результате ученики были вознаграждены. Когда к ним явился воскресший Христос, они не просто испытали великую радость, в тот момент вдруг все встало на свои места. Все непонятные слова Учителя обрели прозрачный смысл, а все Его странные поступки стали логичны, закономерны и последовательны.
Также Бог действует в судьбе каждого из нас. Порой жизнь напоминает хаос несвязанных друг с другом событий, так что голова идет кругом. Иногда от этого одолевает такое уныние и тоска, давит такое чувство богооставленности, что складывается впечатление, будто висишь в пустоте. Вокруг тебя и в тебе самом кипят такие страсти, которые кажется вот-вот разорвут на мелкие кусочки. В эти тяжкие периоды нам необходимо как апостолам сделать усилие и всего лишь держаться за Того, Кого мы однажды признали Христом и Своим Спасителем. Всего лишь доверять Ему. Именно в этот момент, когда нам плохо, Он совершает над нами какую-то важную работу. Именно сейчас Он через все эти непонятные и странные ситуации, через крест ведет нас к славе воскресения. Только там нам все станет окончательно понятно и, подобно апостолам, мы испытаем поистине пасхальную радость. Gospel of Luke, Chapter 9, verses 18-22.
18 At one time, when He was praying in a secluded place, and the disciples were with Him, He asked them: Whom do the people think I am? 19 They answered and said, for John the Baptist, and some for Elijah; others say that one of the ancient prophets was resurrected. 20 And he asked them: Whom do you think I am? Peter answered: for the Christ of God. 21 But he strictly ordered them not to tell anyone about this, 22 saying that the Son of Man must suffer a lot, and be rejected by the elders, high priests and scribes, and be killed, and on the third day rise again.
Priest Dmitry Baritsky comments.
For a long time, the Jewish people lived with a tense expectation that the ancient prophecies were about to be fulfilled, and a ruler would be born from the lineage of the great King David. This will be the Messiah, in Hebrew the Messiah. In the Greek language, the analogue of this name is Christ. Both versions can be translated into Russian as "Anointed One", that is, the one who was anointed, blessed to the kingdom. The Messiah will cast off the yoke of foreign invaders and restore Israel to its former glory. The Kingdom of the Messiah will be indestructible and spread throughout the world.
Now imagine the situation. The Apostle Peter, who was also expecting the coming of the Messiah, recognized Him in his Teacher. The teacher does not deny this, but at the same time he says things that do not fit in any way with the image of the great king whom all Jews expected to see. It is difficult to describe Peter's reaction as embarrassment. It's more of a shock. The one who should rule, who possesses unprecedented power and might, as Peter himself could see for himself more than once, will be humiliated and put to death. Moreover, this is an incomprehensible resurrection. What it is? Do the dead rise again? Surely some strange metaphor? But what is its meaning?
In other words, Peter, and with him all the apostles, are completely disoriented, bewildered. Perhaps many of them are struggling with the temptation to depart from Christ. Why do they need such a Teacher who is doomed to die? However, they make an effort on themselves and remain. Love for Christ, a personal relationship to Him overpowers. They seem to say to themselves: "The Teacher says strange words, but okay, He knows what to do."
The disciples of Christ have found themselves in a similar situation more than once. More than once the Lord spoke and showed them such things that literally knocked the ground out of under their feet, destroyed all their ideas about themselves, about the world around them, about the Messiah, about God and how He acts in this world. But each time they made an effort, drove away doubts and remained, trusting in the One whom they love, although they did not at all understand what He was doing, how and why. Even after the cross, the most terrible event, the collapse of all hopes and hopes, they remained together. They were united not only by fear, but also by love for their lost Teacher. It was she who gave them a subtle, subtle feeling of hope and did not allow them to scatter in all directions. As a result, the students were rewarded. When the risen Christ appeared to them, they not only experienced great joy, at that moment everything suddenly fell into place. All the incomprehensible words of the Teacher acquired a transparent meaning, and all His strange actions became logical, regular and consistent.
Also, God acts in the fate of each of us. Sometimes life resembles a chaos of events unrelated to each other, so your head is spinning. Sometimes this overwhelms such despondency and melancholy, crushes such a feeling of being forsaken by God that one gets the impression that one is hanging in emptiness. Around you and in yourself such passions are boiling, which seem to be about to be torn into small pieces. In these difficult times, we need, as apostles, to make an effort and just hold on to the One whom we once recognized as Christ and our Savior. Just trust Him. At this very moment, when we feel bad, He does some important work on us. Right now, through all these incomprehensible and strange situations, through the cross, He leads us to the glory of the resurrection. Only there everything will become completely clear to us and, like the apostles, we will experience truly Easter joy. Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |