Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 17-26.
17 В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных,- 18 вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19 и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. 20 И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. 21 Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 22 Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что’ вы помышляете в сердцах ваших? 23 Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? 24 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 25 И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. 26 И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
В сегодняшнем чтении об исцелении расслабленного есть несколько важных моментов, на которые хотелось бы обратить внимание. Первое – это то, что Иисус уже необычайно популярен. Толпы людей окружают Его, где бы Он ни появился. В Нём видят прежде всего чудотворца, который с лёгкостью может решить давние нерешаемые проблемы.
Второй момент – здесь же, рядом, находятся фарисеи и книжники – они внимательно наблюдают за всем, что происходит. Напряжение уже появилось – но пока ещё не переросло в явную вражду и ненависть. Они понимают, что Иисус – другой, не такой, какими были привычные бродячие проповедники или лже-Мессии. Они видят Его безграничную внутреннюю свободу, они не могут отрицать факты множественных исцелений – но при этом Он никак не вписывается в застрявший в их головах шаблон о долгожданном Мессии.
Третье – это отношение друзей расслабленного к своему приятелю. Мы совершенно ничего о них не знаем. Более того: здесь же, за порогом дома, множество других немощствующих. Почему они решаются на столь дерзкое предприятие – забраться на крышу и в обход всех опустить больного прямо к ногам Иисуса – непонятно. Скорее всего, они понимали, что их никто просто так, расступившись, в дом не пропустит. В одном только можно не сомневаться: если бы ими двигали какие-то ложные, греховные мотивы – Спаситель их не похвалил бы. Ведь в Евангелии прямо сказано: исцеление происходит, когда Иисус «увидел их веру». Здесь не было дерзости, наглости, переступания установленных границ и пределов: это та ситуация, о которой говорится, что в ней любые средства хороши – лишь бы был результат.
А теперь давайте представим себе похожую ситуацию. Некий великий старец где-нибудь, например, в Лавре, принимает людей. К нему идут кто за советом, кто с покаянием, кто с просьбой об исцелении или помощи в борьбе с бесовской одержимостью. Полно народа, не пробиться. Можно простоять целый день – и не попасть. И тут, группа молодых парней, достаёт из карманов шуруповерты, ножовки, другой инструмент – и начинают разбирать стену приёмной снаружи. Оставляя в стороне реакцию окружающих, как должен поступить старец? Ответ предсказуем: он должен прекратить приём и выйти, чтобы выяснить, а что, собственно говоря, происходит? Даже представив себе этого старца предельно кротким и смиренным, едва ли он сможет воздержаться от укоризненного слова к этим наглецам, ради своей нужды разламывающих келью подвижника. Ну не поступают так нормальные люди!
А как же реагирует Христос? Мы не слышим из Его уст ни слова укора. Да, разобрали чужую крышу. Да, пробрались мимо очереди. Да, полное безобразие. И – «прощаются тебе грехи твои». И тут уже находившиеся рядом «духовные вожди» возмутились. «Ну ладно, что этому чудотворцу всё равно, что чужую крышу разобрали – но чтобы Он смел ещё и грехи прощать – это уже слишком!»
Чтобы понять причину такого возмущения, надо вспомнить, как понимались грехи в пространстве Ветхого Завета. Это мы сегодня, начитавшись аскетической литературы и утончив свой духовный вкус до различения помыслов и прилогов тех или иных страстей, с лёгкостью именуем себя грешниками – при том, что в целом ведём вполне благопристойный образ жизни. Для современников Христа грех – это конкретное преступление закона Моисея, с обязательным наказанием. За совершенный грех – в зависимости от его тяжести – наказание было неизбежностью, вплоть до побиения насмерть камнями. Конечно, как и сегодня, так и в те времена грехи могли скрывать – но тогда Сам Бог выступал обличителем, судьёй и мздовоздаятелем. Иудеи не сомневались: любой грех будет наказан. И это – закон мироздания: ненаказанное зло неизбежно превращается в заразительную эпидемию тотальной диктатуры греха.Только облечённый высшей и абсолютной властью Царь может иногд But what does Christ react? We do not hear from his mouth a word of the Ukr. Yes, they disassemble someone else's roof. Yes, they sneaked past the turn. Yes, complete disgrace. And - "You forgive your sins of yours." And here already located nearby "spiritual leaders" was indignant. "Well, okay that this wonderworker doesn't care that someone else's roof disassembled - but so that he will also forgive the sins - this is already too!"
To understand the cause of such a perturbation, we must remember how sins were understood in the space of the Old Testament. Today we are today, reading ascetic literature and drowned your spiritual taste before distinguishing the thoughts and the arrogues of certain passions, with ease, we refer to the sinners - despite the fact that in general, we have a completely decent lifestyle. For contemporaries of Christ, sin is a concrete crime of the law of Moses, with mandatory punishment. For perfect sin - depending on his gravity - the punishment was inevitable, up to the beating to death by stones. Of course, both today, and in those days, sins could hide - but then God himself performed by the accuser, the judge and the Mzovozdaiter. Jews did not doubt: any sin will be punished. And this is the law of the universe: the unspecified evil inevitably turns into an infectious epidemic of the total dictatorship of sin. Only the king can be inherited by the highest and absolute authority Смотрите также:Радио ВЕРА - Ис. VII, 1-14, Быт. V, 32 - VI, 8, Притч. VI, 20 - VII, 1Радио ВЕРА - Праведный Симеон ВерхотурскийРадио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 7, стихи 37-52, Глава 8, стих 12.Радио ВЕРА - Евангелие от Иоанна, Глава 16, стихи 23-33.Радио ВЕРА - Святой праведный Иоанн Кронштадтский | |