Лирическая поэзия VI века представлена несколькими жанровыми разновидностями: элегиями, гимнами, свадебными песнями. Они были музыкально-поэтическими: поэт и музыкант все еще соединялись в одном лице. К сожалению, сохранились лишь поэтические тексты, а записи мелодий отсутствуют. Не исключено, что поэты сплошь и рядом не записывали свои мелодии, полагаясь при собственном исполнении на память, на естественное для них следование за стихом. Поэзия VI века отнюдь не ограничивалась, однако, любовной лирикой, хотя она занимала большое место, например, в творчестве Анакреонта (середина VI века). Среди поэтических жанров того времени известны и сколии (застольные песни), и партении (культовые песнопения), и эпиникии (песни в честь победителей на состязаниях). Особенно прославился своими эпиникиями фиванский поэт Пиндар (522—448). Его произведения были вдохновлены большими празднествами-состязаниями VI—V веков, широчайшими из которых стали олимпийские игры. В этих состязаниях участвовали и поэты-музыканты, и целые коллективы исполнителей. Всей организации придавалось высокое общественное значение, и победителям оказывались почести. Представители эпического искусства, кифареды, авлоды и авлеты, хоры с авлетами, исполняли целую программу, составленную из древних, новых и новейших поэтических произведений с музыкой. Народ выделял достойных поэтов-музыкантов, и торжественные эпиникии прославляли победителей. От этого времени сохранился всего лишь один уникальный музыкальный памятник — вступление к пифийской оде Пиндара. В музыкальной науке нет единства мнений в подлинности этого фрагмента, поскольку оригинал не сохранился (известна лишь его публикация в XVII веке). Так или иначе пока еще не найдены более древние образцы античной мелодики. Ода Пиндара написана в дорийском ладу, который, по мнению Платона, был единственным истинно эллинским. Лад ярко выделен в ходе мелодического движения, открывающегося трижды повторенным дорийским тетрахордом. Поэтический текст состоит из пяти строф. Первая из них такова: О кифара золотая, ты — Аполлона и муз Темнокудрых равный удел. Мере струнной пляска, начало веселий, внемлет, Вторят лики сладкогласные... The lyric poetry of the 6th century is represented by several genre varieties: elegies, hymns, wedding songs. They were musical and poetic: poet and musician were still united in one person. Unfortunately, only poetic texts have survived, and there are no recordings of melodies. It is not excluded that poets often did not write down their melodies, relying in their own performance on memory, on their natural following to the verse. The poetry of the 6th century was by no means limited, however, to love lyrics, although it occupied a large place, for example, in the work of Anacreon (mid-6th century). Among the poetic genres of that time, scolias (drinking songs), and parthenias (cult chants), and epinicia (songs in honor of the winners in competitions) are known. The Theban poet Pindar (522-448) was especially famous for his epinicias. His works were inspired by the great festivities-competitions of the 6th-5th centuries, the widest of which were the Olympic Games. Poets-musicians and entire groups of performers took part in these competitions. The whole organization was given a high social value, and honors were given to the winners. Representatives of the epic art, kifareda, avlods and avlets, choirs with avlets, performed a whole program made up of ancient, new and newest poetic works with music. The people singled out worthy poets and musicians, and solemn epicies glorified the winners. From this time, only one unique musical monument has survived - the introduction to the Pythian ode of Pindar. In musical science, there is no consensus on the authenticity of this fragment, since the original has not survived (only its publication in the 17th century is known). One way or another, more ancient examples of antique melody have not yet been found. The ode of Pindar is written in the Dorian mode, which, in Plato's opinion, was the only truly Hellenic one. The fret is clearly highlighted in the course of the melodic movement, which opens with a three times repeated Dorian tetrachord. The poetic text consists of five stanzas. The first is as follows: O golden cithara, you are Apollo and the muses of the Dark-Curled Ones. Mere string dance, the beginning of fun, listens, echoes the faces of sweet voices ... | |