20. Танец принца Оршада и Феи Драже. Сцена начинается «колоссальным по эффекту» (М. Петипа) Adagio. Значительность этого Adagio — не только и не столько в его объеме и внешней монументальности звучания, сколько во внутренней эмоциональной наполненности и содержательности, в мощной силе симфонического развития. Только благодаря этим свойствам Adagio драматургически «побеждает» рядом с пышным и, казалось бы, кульминационным по эмоциональности «Вальсом цветов». Первая тема Adagio — светлая, торжествующая. В средней части звучит мелодия красивой элегической песни. Этот простой лирический напев служит началом новой, наиболее богатой фазы симфонического развития. В процессе развития элегический образ становится все более и более активным и, вместе с тем, скорбно-драматическим.
В суровом звучании труб и тромбонов проходит тема первой части Adagio: теперь она приобретает новый облик, напоминая столь типичные для Чайковского темы мрачных и неумолимых «приговоров судьбы». Третья часть Adagio — повторение первой в новом, еще более светлом и нарядно-праздничном изложении с широким умиротворяющим заключением.
За Adagio следуют две сольные вариации и общая кода.
20. Prince Dance orgeat and the Sugar Plum Fairy. The scene starts "on a colossal effect" (M. Petipa) Adagio. The significance of this Adagio - not only and not so much in its entirety and monumental external sound, as in the inner emotional fullness and richness of content, in a powerful force of symphonic development. Only due to these properties Adagio dramaturgic "wins" next to a lush and seemingly emotional climax for "Waltz of the Flowers". The first theme Adagio - a bright, triumphant. In the middle of a beautiful elegiac melody of the song. This simple lyrical melody is the beginning of a new, more rich phase of symphonic development. In the development of elegiac image is becoming more and more active and, at the same time, mournfully dramatic.
The harsh sound of trumpets and trombones comes the theme of the first part of the Adagio: now it gets a new look, resembling so typical of Tchaikovsky theme dark and unforgiving "fate of sentences." The third part of the Adagio - a repetition of the first in a new, even more bright and smart, festive presentation with wide calming conclusion.
For Adagio followed by two solo variations and a common code.