Полина Вайдман: "Музыка Чайковского охватывает всю жизнь человека, все моменты человеческой жизни: рождение, детство, юность человека, взросление, поиск нравственных идеалов, философских смыслов, поиски миропонимания, осознания себя в мире… и смерть. То есть, что человеку свойственно ощущать, понимать и переживать, всё-всё это преломлено сквозь душу Чайковского и претворено в музыку. Чайковского называют часто «клинским отшельником». И это верно отчасти. Как верно и то, что Чайковский был открыт жизни, интересовался событиями социальными и политическими, принимал в своих клинских домах не только друзей, но и жителей Клинского уезда. В музее хранится шесть тысяч писем, которые получил и прочитал в своей жизни Чайковский, и ещё шесть тысяч – ответов Чайковского на письма. Музыка Чайковского, как и его жизнь, необычайно сердечна и потому захватывает сокровенные человеческие струны.. И потому, кто бы не попадал в мир музыкальных образов Чайковского, он оказывается в его плену.
Достоевский, говоря о русском человеке, отмечал его всемирную отзывчивость. И вот музыка Чайковского – всемирна. Чайковский – композитор чаще всего исполняемый в мире. Сама интонация, мелос Чайковского связан с мелосом художественных слоев не только русской культуры, но и мировой культуры. Вы послушайте увертюру к «Лебединому озеру» - это же невозможно! Будь вы из России или человеком из любой другой страны, эта музыка проникает в саму душу человека, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Музыка Чайковского – божественная музыка".
Иван Вишневский: "Пётр Ильич Чайковский, безусловно, гениальный композитор. В детстве он для большинства русских людей ассоциируется с таким даже не дедушкой, а дядюшкой Морозом, с очень добрыми усталыми глазами, мягкими чертами лица. Может показаться, что на этом можно и закончить. Ничего подобного. С Чайковским всё очень сложно. И с его личностью, и с его местом в русской и мировой культуре. Например, Георгий Васильевич Свиридов сказал: «Чайковский воспевал погибельные страсти, от того и погиб». Более на этом останавливаться не будем, но ясно, что благостная картина несколько размывается.
Как известно, в Российской империи во второй половине XIX века существовала новая русская музыкальная школа, которую презрительно именовали «Могучей кучкой», но название прижилось и даже стало лестным. Это были композиторы, которые восхищённо смотрели на русскую народную песню, на поэтические воззрения славян на природу – они пытались перекроить музыкальную жизнь России на отечественный лад. И во многом им это удалось - Балакиреву, Бородину, Римскому-Корсакову и Мусоргскому.
Ведь тогда в музыкальной жизни России главенствовала западная музыка. И сейчас, если мы включим «Орфей» или походим на концерты, то можем увидеть, что главные отечественные композиторы – это Моцарт, Верди, но не русские музыканты. И Чайковский принадлежал к лагерю западников, чьим знаменем были основатели консерваторий братья Рубинштейны. А консерватория – это абсолютно западная форма музыкального обучения. И отношение к консерваториям у тогдашних русских людей было примерно такое же, как сегодня у нас к Болонской системе образования. Кроме того, Пётр Ильич Чайковский отличался на редкость дурным художественным вкусом. Его произведения носят печать некого сентиментального романса, причём грязновато-кабацкого толка. Даже если взять только тексты, например: «Нет, только тот, кто знал свидания жажду, поймёт, как я страдал и как я стражду» - это такой низкий уровень поэзии, что если бы к этим текстам прикоснулся любой другой композитор, его бы музыковеды и слушатели солидарно растоптали.
И вместе с тем, я утверждаю в унисон со всеми другими меломанами, что Чайковский - гений. Парадоксальным образом, его собственные пороки претворялись в гениальную исповедальную музыку, что особенно проявилось в 6-й симфонии, где он будто исповедуется не перед священником, а перед целым миром. И некоторая пошловатость его мотивов парадоксальным образом становится какой-то личной исповедальностью. Объяснить это невозможно с точки зрения логики. Просто, что называется, в нём дышал Святой Дух. Его западничество вдруг исчезало и появлялись настоящие шедевры, когда мы понимаем, что только русский композитор, притом конкретной исторической эпохи, мог сочинить, допустим, «Пиковую даму».
К сожалению, в XXI веке недруги России используют Чайковского как некое знамя. И в плане обстоятельств личной жизни, и в декларируемом западничестве… Поэтому мы видим, что не самый круглый юбилей Чайковского отмечается широко и с помпой, а столетие не менее гениального Свиридова абсолютно забыто государством и обществом. Как мне представляется, мы не должны отдавать Чайковского на откуп тем, кто пытается превратить его покаяние перед Богом в похвальбу перед бесами.
Мне бы хотелось, чтобы в будущем имя Петра Ильича Чайковского связывалось не с гей-клубами – это очень неправильно, но с его громадно Polina Weidmann: "Tchaikovsky's music covers the whole of human life, all aspects of human life. Birth, childhood, human adolescence, adulthood, find moral ideals, philosophical meaning, the search for understanding of the world, awareness of itself in the world ... and death That is what human nature to feel , understand and experience, everything, everything is refracted through the soul of Tchaikovsky and translated into music. Tchaikovsky is often called "Klin hermit." and this is true in part. As it is also true that Tchaikovsky was open life, was interested in the events of social and political, taken in . its Klin houses not only friends, but also residents of the Klin district kept six thousand letters that received and read in his life Tchaikovsky, and six thousand a museum - Tchaikovsky's responses to letters Tchaikovsky's music, like his life, unusually cordial and. because captures intimate human strings .. And so, who would not get into the world of musical images of Tchaikovsky, he finds himself in his captivity.
Dostoevsky, speaking of the Russian man, celebrated its global responsiveness. And Tchaikovsky's music - the world. Tchaikovsky - composer often executed in the world. The very intonation, Tchaikovsky melos melos associated with artistic layers not only of Russian culture, but also of the world culture. You listen to the overture to "Swan Lake" - that's impossible! Whether you are from Russia or a person from any other country, this music gets into the very soul of the person, regardless of nationality, religion. Music by Tchaikovsky - divine music ".
Ivan Vishnevsky:. "Pyotr Ilyich Tchaikovsky, of course, a brilliant composer As a child, it is for the majority of Russian people associate with even the grandfather and uncle Claus, with very good, tired eyes, soft facial features may seem that this is possible and finish. .. Nothing like Tchaikovsky's all very complicated and with his personality, and his place in Russian and world culture, for example, Georgy Sviridov said.. "Tchaikovsky sang corruptly passion on and killed" more than this shall not dwell. but it is clear that blissful picture is somewhat blurred.
As it is known, in the Russian Empire in the second half of the XIX century there was a new Russian musical school, which is contemptuously called the "Mighty Handful", but the name stuck and became even flattering. These were the composers who looked admiringly at the Russian folk song, poetic views on the nature of the Slavs - they were trying to reshape the musical life of Russia on the domestic harmony. And in many ways they succeeded - Balakirev, Borodin, Rimsky-Korsakov and Mussorgsky.
Because then Western music predominated in the musical life of Russia. And now, if we include the "Orpheus" or going to concerts, we can see that the major Russian composers - is Mozart, Verdi, but not Russian musicians. And Tchaikovsky belonged to the camp of the Westerners, whose banner was the founding of conservatories brothers Rubinstein. A conservatory - this is absolutely the western form of musical training. And the attitude of the Conservatives in the then Russian people was about the same as today we have the Bologna education system. Furthermore, Peter Ilyich Tchaikovsky differed remarkably bad artistic taste. His works bear the stamp of a certain sentimental romance, with dirty tavern wing. Even if we take only the texts, for example: "No, the only one who knew the bye thirsty, understand how I suffered and how I strazhdu" - it is such a low level of poetry, that if these texts touched any other composer, he would musicologists and students jointly trampled.
And yet, I say in unison with all other music lovers, that Tchaikovsky - genius. Paradoxically, his own faults translated into a brilliant confessional music, which is especially evident in the 6th Symphony, where he allegedly confessed not to the priest, and before the whole world. And some of his vulgar motives paradoxically becomes some personal confessional. Explain this is not possible from the point of view of logic. Just as they say, there breathed the Holy Spirit. His Westernization suddenly disappear and appear real masterpieces, when we realize that the only Russian composer, though the particular historical epoch, could write, for example, "The Queen of Spades."
Unfortunately, in the XXI century the enemies of Russia Tchaikovsky used as a kind of banner. And in terms of the circumstances of his personal life, and in the declared Westernism ... Therefore, we see that is not the round anniversary of Tchaikovsky's celebrated widely and with great pomp, and at least a century genius Sviridov completely forgotten by the state and society. As I see it, we should not give Tchaikovsky at the mercy of those who are trying to turn his repentance before God to boast before the demons.
I would like to see in the future of Peter Ilyich Tchaikovsky's name is associated not with the gay clubs - this is very wrong, but it is hugely | |