Каденция к концерту Моцарта для скрипки и камерного оркестра (2006)
написана по заказу Валерия Гергиева и Дэвида Фрювирта – первого исполнителя этого сочинения. В начале 2006 года маэстро обратился ко мне с просьбой попробовать написать сочинение для скрипки и камерного оркестра — виртуозную пьесу или скрипичный концерт, который можно было бы исполнить в один вечер с сочинениями Моцарта. Мне понравилась эта идея, которая, по сути, и была единственным требованием: написать такое сочинение, в котором бы сохранилась связь со скрипичными концертами Моцарта и собственная авторская позиция.
Так появилась мысль о каденции как о виртуозном жанре с одной стороны и как отдельной, самостоятельной части — с другой. При этом в самом названии произведения — Каденция к концерту Моцарта — понятие концерта может выступать в разных значениях. Например, концерт Моцарта № 3 для скрипки с оркестром или монографический концерт из произведений Моцарта.
Тогда местоположение каденции в монографическом концерте свидетельствует о присутствии «посторонней мысли» как бы в рамках всего творчества композитора. Такая модель делает музыкальное пространство более гибким, мобильным, диалогичным. Ведь в одном концерте могут исполняться не только концерты, но и симфонии и фрагменты театральных сочинений.
Более того, каденция не адресована к какому-либо конкретному скрипичному концерту Моцарта. Она скорее обобщает их. Как будто каденция существует, а концерта нет. Или есть, но виртуальный, существующий в моём воображении и вмещающий и обобщающий все КОНЦЕРТЫ Моцарта — мой концерт Моцарта.