Первое, и одно из главных - неопределенное взятие нот. Это коренное отличие от белой европейской музыки других стилей, начиная с классики и эстрадных песен советских лет до современных техно, рок и разных танцевальных жанров. В вышеперечисленных стилях ноты берутся прямо или определенно, то есть так, как мы поем сольфеджио - ценится попадание «в яблочко», «До» - это должно быть «До» и «Ми бемоль» - это всегда он самый.
В соул-музыке все совершенно иначе, спетая с прямым попаданием песня той же Whitney Houston легко превратится в песню Ирины Аллегровой, а знаменитая Georgia On My Mind (Ray Charles) - в патриотическую песню Кобзона, и утеряет весь соул колорит.
Ноты в музыке соул берутся, как бы, с форшлагом, но это должен быть не такой форшлаг, как в классике, ярко выраженный, очерченный, а незаметный, едва уловимый, и, как правило, полутоновый сверху или снизу. Прием этот был позаимствован из блюза с его блю-нотами, для которого свойственны как фортепианные полутоновые форшлаги и гитарные подтяжки, так и подобные голосовые нюансы.
Не надо путать данный, требующий определенной наработки, прием, со взятием ноты «с подъездом», что, обычно, свойственно певцам с плавающей интонацией. У певца-соул с интонацией все в порядке, но в пении чередуются форшлагированные ноты с прямыми, с превалированием первых, особенно, когда речь идет о пассажах running, о которых еще предстоит рассказать.
Могу сказать, что именно на этом «погорает» бОльшая часть неопытных исполнителей соул, исполняя песни Etta James, Whitney Houston, Stevie Wonder или же Mariah Carey такими «квадратными» четкими европейскими нотами, как учили в музыкальной школе. Пример: All In Love Is Fair (Stevie Wonder) Попробуйте спеть эту песню прямыми нотами, ради эксперимента, получится чуть ли не патриотическое произведение.
Поэтому советую вокалистам, желающим попрактиковаться в технике soul, научиться петь с оригинальной записи, то есть «снимать» вокальную партию исполнителя на слух, а не петь по готовым нотам.
Дело в том, что в нотах таких обозначений нет (равно как и обозначений других специальных приемов), поскольку написать их просто невозможно, для этого потребовалось бы профоршлагировать почти все ноты, прописать все пассажи, да и музыка soul предполагает некоторую импровизационность (пусть меньшую, чем в джазе), личную интерпретацию. Но прежде чем интерпретировать лично, надо впитать основы стиля, перепевая пассажи мастеров.
Сторонникам академического подхода, то есть тем, кто без нот не представляет освоение нового произведения, стоит научиться видеть за нотами то, что в них не написано, то есть опять же, слушая исполнителя и, возможно, делая себе пометки. The first, and one of the main, is the indefinite playing of notes. This is a fundamental difference from white European music of other styles, from the classics and pop songs of the Soviet years to modern techno, rock and various dance genres. In the above styles, notes are taken directly or definitely, that is, the way we sing solfeggio - hitting the bull's-eye is appreciated, "Do" - it should be "Do" and "E flat" - this is always the same.
In soul music, everything is completely different, sung with a direct hit, the song of the same Whitney Houston will easily turn into a song by Irina Allegrova, and the famous Georgia On My Mind (Ray Charles) - into a patriotic song by Kobzon, and will lose all soul flavor.
Notes in soul music are taken, as it were, with a grace note, but it should not be such a grace note as in the classics, pronounced, outlined, but imperceptible, barely perceptible, and, as a rule, semitone above or below. This technique was borrowed from the blues with its blues, which are characterized by both piano halftone grace notes and guitar braces, as well as similar vocal nuances.
It is not necessary to confuse this technique, which requires a certain amount of practice, with striking a note "with the entrance", which is usually characteristic of singers with floating intonation. The soul singer has everything in order with intonation, but in singing, graded notes alternate with straight ones, with the prevalence of the former, especially when it comes to the running passages, which have yet to be told.
I can say that it is on this that most of the inexperienced soul performers “burn out”, performing songs by Etta James, Whitney Houston, Stevie Wonder or Mariah Carey with such “square” clear European notes, as taught in a music school. Example: All In Love Is Fair (Stevie Wonder) Try to sing this song in straight notes, for the sake of experiment, you get an almost patriotic piece.
Therefore, I advise vocalists who want to practice in the soul technique, learn to sing from the original recording, that is, “shoot” the vocal part of the performer by ear, and not sing according to ready-made notes.
The fact is that in the notes there are no such designations (as well as designations of other special techniques), since it is simply impossible to write them, this would require prophrasing almost all the notes, prescribing all the passages, and soul music assumes some improvisation (albeit less, than in jazz), personal interpretation. But before you interpret it personally, you need to absorb the basics of the style, singing the passages of the masters.
Supporters of the academic approach, that is, those who cannot imagine mastering a new work without notes, should learn to see behind the notes what is not written in them, that is, again, listening to the performer and, possibly, making notes for themselves. | |