Заволоко Иван Никифорович (17 дек. 1897, г. Режице Витебской губ. Российской империи, ныне Резекне, Латвия - 8 марта 1984, Рига) - выдающийся старообрядческий деятель Балтии, наставник, историк, краевед, фольклорист, собиратель русских древностей, педагог и просветитель. После ареста осенью 1940 г. (по обвинению в подрывной антисоветской деятельности) Заволоко восемь лет (с 1941 по 1949 гг.) провел в сталинских лагерях и еще девять лет (с 1949 по 1958 гг.) — на поселении в с. Северное Новосибирской области. Выжить и не потерять человеское достоинство в таких условиях Заволоко смог только благодаря вере и твердости духа. Во время эпидемии тифа в лагере его познания в народной медицине спасли жизнь не только многим заключеченным, но и их конвоирам. Отзывчивый и необыкновенно чуткий человек, он оказывал помощь другим, но не себе: после гриппа у Заволоко возникло тяжелое осложнение и в 1944 г. ему ампутировали ногу. Однако и этот удар не сломил Заволоко. Он закончил фельдшерские курсы и работал лаборантом в поликлинике Северного, санчасти и в районной больнице, за что даже удостоился почетной грамоты. Неизвестно, насколько затянулось бы пребывание Заволоко в Сибири, если бы не помощь сотрудника ИРЛИ Малышева, который разыскал первооткрывателя "Слова о погибели Русской земли". Только в 1958 г. Заволоко удалось получить разрешение на проживание в Риге. С этого времени он поддерживает переписку с В.И. Малышевым и др. сотрудниками Пушкинского Дома, а также возвращается к собиранию рукописей - несмотря на то, что от его довоенного собрания осталось только два(!) экземпляра. История не была для Заволоко сухой схоластикой, он стремился не только воссоздать целостную картину прошлого, но и проецировать исторические события на современную ситуацию, с помощью анализа исторических фактов разобраться в событиях 1970-х гг. Разумеется, в то время это можно было сделать только владея эзоповым языком, в случае Заволоко - языком древнерусского книжника.
Заволоко по праву можно назвать подвижником и хранителем культуры староверия, человеком, для которого служение Богу означало служение во имя духовного совершенства и любви к человеку. Zavoloko Ivan Nikiforovich (17 Dec. 1897, G. Region of the Vitebsk Lip. Russian Empire, now Rezekne, Latvia - March 8, 1984, Riga) - Outstanding Old Believers Worker, Mentor, Historian, Region, Folklorist, Collector of Russian Antiquities, Pedagogue and Enlightener . After the arrest in the autumn of 1940 (on charges of subversive anti-Soviet activity), the head of eight years (from 1941 to 1949) spent in Stalin camps and nine years old (from 1949 to 1958) - on the settlement in p. Northern Novosibirsk region. Survive and not to lose human dignity in such conditions, the chaparo was able only thanks to the faith and hardness of the spirit. During the epidemic of typhus in the camp of his knowledge of traditional medicine, life was rescued not only by many cases, but also their convoirs. A responsive and unusually sensitive person, he assisted to others, but not herself: after the influenza, the country had a difficult complication and in 1944 he was amputated by foot. However, this blow did not break the cloud. He graduated from Feldscher courses and worked as a laboratory assistant in the Northern, Sanchast Polyclinic, and in the district hospital, for which even honored the certificate. It is not known how long the stay of the country in Siberia would be, if it were not for the help of an employee of Irley Malysheva, who found the discoverer "the words about the killed Russian land." Only in 1958, the cloud was able to get permission to accommodate in Riga. From this time, he supports the correspondence with V.I. Malyshev and others. Employees of the Pushkin House, and also returns to collecting manuscripts - despite the fact that only two (!) Instance remained from his pre-war meeting. The story was not for the closer with dry scholasticism, he sought not only to recreate a holistic picture of the past, but also to project historical events on a modern situation, with the help of the analysis of historical facts to deal with the events of the 1970s. Of course, at that time it could only be done by owning the Esopov language, in the case of the head - the language of the ancient Russian scribe.
The casual can rightly be called the ascetic and the keeper of the culture of annexist, a man for whom the ministry of God meant ministry in the name of spiritual perfection and love for a person. | |