Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный». Стасов писал о ней: «Два еврея, зарисованные с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый толстый еврей, самодовольный и веселый, другой — бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу...» Сценка строится на сопоставлении властных энергичных интонаций в унисонах деревянной и струнной групп и соло трубы с сурдиной — с общим движением мелкими триолями, с мордентами и форшлагами, вьющейся вьюном, как бы захлебывающейся жалобной скороговоркой. Эти темы, сначала проведенные порознь, далее звучат одновременно, контрапунктом в разных тональностях, создавая неповторимый по колориту дуэт.
Directly behind this number should be in stark contrast to it everyday scenes "Samuel Goldenberg and Shmuyle", commonly called "Two Jews - rich and poor." Stasov wrote of her: "Two Jews, plotted with nature Hartmann in 1868 during his travels: the first - a rich fat Jew, smug and cheerful, the other - a poor, skinny and complaining, almost crying. Mussorgsky greatly admired the expressiveness of these pictures, and Hartmann immediately gave them to his friend ... "skit is based on comparing the energetic power of intonation in unison wood and string bands and solo trumpet muted - with a total movement of small triplets, with mordent and grace notes, winding loach, as if to choke plaintive patter. These topics, first conducted separately, then simultaneously sound, counterpoint in different keys, creating a unique duet in color.