6 апреля 1966 года, лётчики 668 авиационного полка бомбардировщиков 132 бомбардировочной дивизии 24 Воздушной армии, дислоцировавшейся тогда немецком городке Финов (Finow), командир самолёта капитан Борис Владиславович Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Николаевич Янов получили приказ перегнать Як-28 на другой аэродром. Пролетая над Берлином, у самолёта в результате помпажа отказали оба двигателя сразу, и машина стала падать на жилые кварталы Берлина. В безуспешных попытках запустить двигатели, лётчикам всё-таки удалось отвести самолёт от густонаселённых кварталов за черту города. Они приняли решение посадить самолёт в лесу, который виднелся неподалёку, но, к несчастью, это было всего лишь немецкое кладбище, на котором в тот Пасхальный день было много людей. И хоть с аэродрома уже поступила команда катапультироваться, лётчики всё ещё старались максимально обезопасить мирных жителей, которые случайно могли оказаться в зоне взрыва многих тонн горючего, остававшихся в баках самолёта. Пилоты решили не покидать падающую машину – этим волевым решением они полностью отрезали себе все варианты своего спасения, поскольку сам выстрел катапульты мог уменьшить и без того критически малую высоту полёта. Показавшееся в дали озеро Штёссензее вполне могло подойти для экстремальной посадки самолёта на воду, но возникшая вдруг впереди дамба с шоссе, на котором было много автомобилей, вновь заставила командира экипажа Капустина неимоверным физическим усилием приподнять уже совершенно неуправляемый самолёт и перенести его через дамбу. После этого манёвра машина резко и с большим наклоном ушла в толстый слой ила на дне озера…амолёт упал в английском секторе ответственности западного Берлина, свидетелем чего был единственный рыбак, но вместе с тем, наша служба ПВО о точном месте падения не знала. Кто б сомневался, что рождённые вечно отставать от нас в военно-техническом плане, клятые буржуины не попытаются что-либо умыкнуть под шумок. Так получилось и на этот раз. На место падения весьма резво прибыли английские водолазы и сапёры, которые сразу же занялись подъёмом некоторых особо важных частей разбившегося самолёта. Тела лётчиков-героев для них не представляли никакого значения в отличие от уникальной РЛС «Орёл-Д» («Skipspin» по НАТОвской классификации), которую им удалось демонтировать и позже вместе с деталями двигателей за 2 дня исследовать в Фарнборо (Farnborough). Корреспондент британской газеты «Telegraph», вообще горделиво назвал эту вопиющую провокацию одной из самых «поразительных шпионских операций „холодной войны“». Только на третьи сутки, 8 апреля 1966 года, когда всё, что хотели, НАТОвцы с разбившегося самолёта изучили, состоялась передача останков советских лётчиков представителям Группы Советских войск в Германии. April 6, 1966, pilots 668 Aviation Regiment bomber 132 bomber division 24 Air Army, stationed then German town Finow (Finow), the commander of the aircraft captain Boris Vladislavovich Kapustin and navigator, Senior Lieutenant Yuri Yanov received orders to overtake the Yak-28 to another airfield. One flew over Berlin, from the aircraft as a result of surging denied both engines at once, and the car began to fall in the residential neighborhoods of Berlin. In an unsuccessful attempt to start the engine, pilots still managed to take the plane from densely populated neighborhoods of the city. They decided to land the plane in the forest, which could be seen nearby, but unfortunately, it was only a German cemetery, which in the Easter day was a lot of people. And even with the airport has received an order to eject pilots still trying to best protect civilians who accidentally could be in the area of the explosion many of tons of fuel remaining in the tanks of the aircraft. The pilots decided not to leave the incident the car - this arbitrary decision they are completely cut off all the versions of his salvation, because he shot catapult could reduce the already critically low altitude flight. Show in the distance Lake Stoessensee could well be suitable for extreme landing aircraft on water, but emerged suddenly in front of the dam from the road, which was a lot of cars, once again forced the crew commander Kapustin incredible physical force to lift a completely uncontrollable airplane and move it through the dam. After this maneuver, the car rapidly and with great inclination left in a thick layer of silt on the lake bottom ... amolёt fell in the English sector of responsibility of western Berlin, a witness to what was the only fisherman but at the same time, our service is the air defense of the exact site of the crash are not known. Who would doubt that born ever keep up with us in the military-technical terms, klyatyh burzhuiny not try anything snitch on the sly. It so happened at this time. In place of the fall rather briskly profit British divers and sappers, who once took the rise of some of the more important parts of the crashed plane. The bodies of the pilots-heroes they do not represent any value, in contrast to a unique radar "Eagle-D» («Skipspin» according to NATO classification), which they were able to dismantle and later, together with details of engines for 2 days to explore at Farnborough (Farnborough). The correspondent of the British newspaper «Telegraph», all proudly called this blatant provocation of one of the most "striking espionage operations" Cold War "." Only on the third day, 8 April 1966, when all they wanted, NATO members from the crashed plane studied, was handed over the remains of Soviet pilots representatives of the Group of Soviet Forces in Germany. Смотрите также: | |