Аль-Вуджуд означает существование. Аллах существует, однако Его существование отличается от всего сущего. Существование Божественной Сущности обязательное, а его противоположность, небытие, – неприемлемо и абсурдно. Атрибут Бытия является вечным, безначальным Атрибутом, описывающим божественную Сущность. Атрибут Бытия – это основа и суть всех остальных атрибутов Аллаха.
Наши суннитские богословы нашли множество доказательств, подтверждающих существование Аллаха. И, конечно, в первую очередь, это аяты Корана. Анализируя их содержание, можно установить, что в большинстве этих аятов содержится призыв к изучению окружающего мира, которое должно привести к познанию существования Аллаха и Его атрибутов. Например, в одном из таких аятов сказано:
إِنَّ فِي خَلْقِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَاخْتِلَافِ اللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِوَالْفُلْكِ الَّتِي تَجْرِي فِي الْبَحْرِ بِمَا يَنفَعُ النَّاسَ وَمَا أَنزَلَ اللَّهُ مِنْ السَّمَاءِ مِنْ مَاءٍ فَأَحْيَا بِهِ الْأَرْضَ بَعْدَ مَوْتِهَا وَبَثَّ فِيهَا مِنْ كُلِّ دَابَّةٍ وَتَصْرِيفِ الرِّيَاحِ وَالسَّحَابِ الْمُسَخَّرِ بَيْنَ السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ لَآيَاتٍ لِقَوْمٍ يَعْقِلُونَ
«Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [Воле Аллаха] между небом и землей, – во всем этом знамения для разумных людей» (2:164).
Этот аят представляет все упомянутые в нем события и явления как знамение (доказательство) существования Аллаха. В другой группе аятов сказано:
أَفَلَا يَنْظُرُونَ إِلَى الْإِبِلِ كَيْفَ خُلِقَتْ(17)وَإِلَى السَّمَاءِ كَيْفَ رُفِعَتْ(18)وَإِلَى الْجِبَالِ كَيْفَ نُصِبَتْ(19)وَإِلَى الْأَرْضِ كَيْفَ سُطِحَتْ(20)
«Неужели они не поразмыслят о том, как созданы верблюды, как вознесено небо, как воздвигнуты горы, как простерта земля?» (88:17-20)
В этом аяте звучит призыв размышлять о созданиях Аллаха. И подобные размышления обязательно должны натолкнуть человека на мысль о Его существовании.
Другим видом доказательства существования Аллаха является доказательство, основанное на природе человека (фитра). Каждый человек рождается и живет с врожденной верой в существование Аллаха. Эта вера никогда не исчезает, а постоянно сохраняется в человеке и по мере его духовного прогресса или регресса может либо обостряться, либо притупляться. Подтверждение наличия врожденной веры заключается в том, что в трудных ситуациях люди склонны обращаться к Аллаху. В Коране говорится:
وَإِذَا مَسَّ الْإِنْسَانَ الضُّرُّ دَعَانَا لِجَنْبِهِ أَوْ قَاعِدًا أَوْ قَائِمًا فَلَمَّا كَشَفْنَا عَنْهُ ضُرَّهُ مَرَّ كَأَنْ لَمْ يَدْعُنَا إِلَى ضُرٍّ مَسَّهُ كَذَلِكَ زُيِّنَ لِلْمُسْرِفِينَ مَا كَانُوا يَعْمَلُونَ
«Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лежа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя» (10:12).
Вот пример такого доказательства: Джагфар ас-Садык, да смилостивится над ним Аллах, беседуя с неверующим, спросил у него: «Плавал ли ты когда-либо по морю?» Тот ответил: «Да». И Джагфар, продолжил: «А был ли ты в опасных ситуациях?» Тот начал рассказ: «Однажды мы попали в шторм, и наш корабль разбился. Я схватился за доску, но вскоре и она выскользнула у меня из рук. Через некоторое время волны выбросили меня на берег». Выслушав рассказ, Джагфар сказал: «В начале путешествия ты надеялся на корабль и его команду. Когда корабль разбился, ты надеялся на доску. А когда доска выскользнула у тебя из рук, ты смирился со смертью или надеялся на спасение?» Тот ответил: «Я надеялся на спасение». Джагфар спросил: «От кого ты ждал спасения?» Неверующий промолчал, и Джагфар ответил: «Ты ждал спасения от Аллаха, Который создал тебя».
Не менее интересным являются размышления по этому поводу богословов-суфиев. По их мнению, среди всего существующего, известного людям, самым очевидным является существование Аллаха. Человек не владеет более ясными, определенными, очевидными и само собой разумеющимися знаниями, чем знание о существовании Аллаха. И нет необходимости доказывать существование Всевышнего. Ибо стараться доказать очевидное – это напрасная, бесполезная трата сил.
Традицию поиска доводов, указывающих на существование Создателя, наши ученые продолжают и по сей день. Однако зачастую новые доводы связаны с современными научными открытиями и теориями. Приведем несколько примеров таких доводов:
Вероятность того, что Вселенная возникла сама по себе, создав саму себя из ничего (из небытия), ничтожно мала. Исходя из закона о причинно- следственной связи, у каждого следствия должна быть причина, у каждого произведения – свой автор, а у всякого создания – Создатель. Следовательно, поскольку Вселенная существует, есть Тот, Кто обеспечил ее возможное существ?
No less interesting are the reflections on this subject by Sufi theologians. According to them, among all that exists, known to people, the most obvious is the existence of Allah. A person does not possess more clear, definite, obvious and self-evident knowledge than knowledge about the existence of Allah. And there is no need to prove the existence of the Almighty. For trying to prove the obvious is a waste, useless waste of energy.
To this day, our scientists continue the tradition of searching for arguments indicating the existence of the Creator. However, often new arguments are related to modern scientific discoveries and theories. Here are a few examples of such arguments:
The likelihood that the Universe arose on its own, creating itself from nothing (from nonexistence), is negligible. Based on the law on causation, each effect should have a reason, each work has its own author, and every creature has a Creator. Therefore, since the universe exists, is there one who has provided its possible beings?