«Плач по жертвам Хиросимы» — одно из центральных сочинений авангардного периода творчества К.Пендерецкого. Произведение написано для камерного оркестра из 52 струнных инструментов, однако голоса отдельных инструментов неразличимы в общей массе звуков. В «Плаче» нет ни мелодии, ни гармонии, ни полифонии в привычном смысле слова. Голоса сливаются в сонорные комплексы, «кластеры», единые звучащие комплексы. Композитор отменяет тактовую черту, длительность разделов музыкального произведения обозначается в секундах.
Пендерецкий изобретает новые приёмы игры на струнных инструментах: музыканты играют за подставкой, стучат по корпусу инструментов древком смычка.
Для фиксации музыки произведения композитор использует оригинальные графические приёмы.
Lamentation for the Victims of Hiroshima is one of the central works of the avant-garde period of K. Penderetsky's work. The work was written for a chamber orchestra of 52 strings, but the voices of individual instruments are indistinguishable in the total mass of sounds. In Lament there is no melody, no harmony, no polyphony in the usual sense of the word. Voices merge into sonorous complexes, "clusters", single sounding complexes. The composer cancels the bar, the duration of the sections of a musical piece is indicated in seconds.
Penderecki invents new methods of playing stringed instruments: musicians play behind a stand, knock on the body of instruments with a bow shaft.
The composer uses original graphic techniques to fix the music of the piece.