Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала, или оно раздвоилось гораздо позже?
Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не все ли равно, на что ему было излиться: на полезные орудия труда, или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы.
Красота окружающего мира: цветка и полета ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко, либо первобытную глиняную тарелку. Ведь и до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие – это прежде всего изделие, будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…
Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчемного рисунка на скале до картины Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой… В.Солоухин Have human art are two ways from the beginning, or it bifurcated much later?
What was in the beginning: the need to share the beauty of the soul with the other person or the human need to decorate your battle-ax? And if the need of the soul, if you just accumulated in the shower required output and amazement, then what does it matter what he was to pour out: to useful tools, or just right for this surface smooth coastal rocks.
The beauty of the surrounding world: the flower and the flight of the swallow, misty lakes and stars, the rising sun and the bee honeycomb, dense wood and a woman's face - all the beauty of the world is gradually accumulated in the human soul, then inevitably return began. The image of a flower or a deer appeared on the battle-ax handle. The image of the sun or birds decorated birch bark bucket, or primitive clay plate. After all, so far the folk art has a pronounced applied character. Unadorned product - is primarily a product, whether it's a salt shaker, the arc, spoon, Beater, runners, towels, baby cradle ...
Then too distracted art. Drawing on a rock has no applied nature. It's just joyful or sorrowful cry of the soul. From worthless drawing on a rock to Rembrandt, Wagner's operas, sculptures by Rodin, Dostoevsky's novel, poem Blok, pirouette Galina Ulanova ... V.Solouhin Смотрите также: | |