Кантата «История доктора Иоганна Фауста» (1983) – одно из ключевых произведений Альфреда Шнитке. Первоначально композитор задумал оперу по второй части «Фауста» Гете, но вскоре обратился к «Народной книге» И. Шписа (1587). На этот сюжет, уже через 11 лет, за четыре года до смерти Шнитке создал оперу, в которой музыка кантаты (смерть Фауста) стала третьим актом. В качестве либретто для своей кантаты Шнитке взял последние главы «Народной книги», повествующие о конце жизни Фауста. Текст этот настолько естественно ложился на предощущаемую им музыку, что он не изменил в нем ни слова; был использован оригинальный немецкий текст, а для исполнения в России брат композитора, известный поэт и переводчик Виктор Шнитке, сделал эквиритмический перевод. Сам по себе жанр кантаты уже указывает на эпоху барокко, но это скорее оратория – или еще точнее, страсти, своего рода «антистрасти», – по определению композитора, «негативный пассион». Даже распределение партий в целом соответствует «Страстям»: Рассказчик (Евангелист) – тенор, Фауст (антагонист Христа) – бас, хор, выполняющий двойную функцию – участника действия и комментатора событий. Особняком находится фигура Мефистофеля. Решение композитора в этом случае очень оригинально: Мефистофель выступает в двух лицах – как «сладкоголосый обольститель» (контратенор) и «жестокий каратель» (контральто). В кантате 10 эпизодов: 1. Пролог. «Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста» (хор). 2. Близок час. «Когда минули 24 года…» (рассказчик, Мефистофель, хор). 3. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. «Все идут в трактир, садятся за стол…» (хор, рассказчик). 4. Исповедь Фауста. «Досточтимые любимые господа, друзья мои…» (Фауст, хор, рассказчик). 5. Скорбь друзей. «Раз уж так и другого быть не может…» (хор, рассказчик). 6. «Ложное утешение» (Мефистофелем Фауста). «О, Фауст мой, что за малодушие?.. (Мефистофель – обе партии, двухголосно). 7. Гибель Фауста. «А после двенадцати, к часу ночи…» (Мефистофель, хор). 8. После смерти Фауста. «Те же магистры, бакалавры, студенты…» (рассказчик, хор). 9. Эпилог (хор). 10. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам). «Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол жаждет жертв!» (четыре солиста, хор). Кульминация кантаты – сцена расправы Мефистофеля над Фаустом. Как представить ее в музыке? Это было проблемой для композитора. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод экспрессивной диссонантной музыкой, что вполне в духе эстетики ХХ века. Но вскоре понял, что так он не достигнет нужного ему эффекта. Вот как об этом говорит он сам: «Чтобы передать атмосферу адской пропасти, требуется некое стилистическое унижение, шокирующий стилевой контраст. И для этого я воспользовался ритмом танго». «Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность». Эпизод этот производит сильнейшее впечатление. Бьет 12 часов. И с последним ударом появляется Мефистофель-убийца, каратель. Эстрадная певица (первоначально предполагалось, что это будет Алла Пугачева) с микрофоном идет через весь зал, поднимается на сцену и одновременно поет шлягерную мелодию. Контраст между элементарным напевом и страшным натуралистическим текстом, в котором описываются ужасающие подробности гибели Фауста, разителен. Это и есть то, что композитор как-то назвал «унижением банальностью». Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на продолжающиеся препоны) – в Москве, а потом, в 1984 г. – в Ленинграде (теперь уже с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-карателя). Cantata "The Story of Dr. Johanna Faust" (1983) is one of the key works of Alfred Schnitke. Initially, the composer conceived the opera on the second part of the "Faust" Goethe, but soon turned to the "People's Book" I. Shpis (1587). At this plot, after 11 years, four years before the death of Snitke created a opera in which the music of Cantatians (Faust's death) became the third act. As a libretto, for his cantata, Shnitka took the last chapters of the "folk book", telling about the end of the life of the Faust. This text naturally went to the music overlooking them, that he did not change the word in him; The original German text was used, and for execution in Russia, the composer's brother, a well-known poet and translator Viktor Schnitke, made an equitimical translation. By itself, the genre of Cantata already points to the Baroque era, but it is rather an oratorio - or even more precisely, passion, a kind of "anti-insurance", - by definition of the composer, "negative Passion". Even the distribution of parties in general corresponds to "passions": a narrator (evangelist) - tenor, Faust (Christ Antagonist) - bass, choir that performs a double function - participant and commentator of events. The figure is the figure of Mephistofel. The solution of the composer in this case is very original: Mephistofel performs in two faces - as a "sweet-haired seducer" (counterattance) and "cruel punisher" (contralto). In Cantate 10 episodes: 1. Prologue. "Here is a story about the severe terrible death of Dr. Faust" (choir). 2. Close of an hour. "When passed 24 years ..." (narrator, Mephistofel, choir). 3. Farewell to Faust with their students and friends. "Everyone goes to the restaurant, sit at the table ..." (choir, narrator). 4. Confession of Faust. "Estantive favorite gentlemen, my friends ..." (Faust, Choir, narrator). 5. Friends sorrow. "If it really can not be different ..." (choir, narrator). 6. "False consolation" (Faust Mephistofel). "Oh, Faust is mine, what are the failing? .. (Mephistofel is both parties, two-gearly). 7. The death of Faust. "And after twelve, to the hour of the night ..." (Mephistofel, choir). 8. After the death of Faust. "The same masters, bachelor, students ..." (narrator, choir). 9. Epilogue (choir). 10. Final Choral (the result of cantata, editing descendants). "So awake, run! Through the enemy your lute, the devil is eager for the victims! " (Four soloists, choir). Canta culmination - Mephistople mass scene over Faust. How to present it in music? It was a problem for the composer. At first, the composer decided to recreate this episode expressive dissonant music, which is completely in the spirit of aesthetics of the twentieth century. But soon realized that so he would not reach the effect of him. This is how he says himself: "To convey the atmosphere of hellish disappearance, a certain stylistic humiliation is required, shocking the stylist contrast. And for this I used the rhythm tango. " "The hat is a good mask of every damn, the way to get into the soul, so I do not see another way of expressing evil in music than a shit." This episode produces a strongest impression. Beats 12 hours. And with the last blow, the Mephistofel killer appears, punisher. The pop singer (it was originally assumed that it would be Alla Pugacheva) with a microphone goes through the entire hall, rises to the scene and simultaneously sings the walled melody. The contrast between the elementary entangle and the terrible naturalistic text, which describes the terrifying details of the death of the Faust, decaying. This is the fact that the composer somehow called the "humiliation of a banality". The concert life of this work was difficult. After the first rehearsal (with the Alla Pugacheva), the concert was banned. It so happened that the premiere of Faust was held in Vienna and only four months later, on October 23, 1983 (after many petitions and despite continuing obstacles) - in Moscow, and then, in 1984 - in Leningrad (now with Rasa Kotova as a Mephistopel punisher). Смотрите также: | |