Александр Гордон
Диалоги (сентябрь 2002)
Интуиция
12.09.2002 (хр.00:40:00) Зачем китайскому гадальщику камешки и косточки? Можно ли научиться ловить руками в темной комнате стрелу, особенно когда ее там нет? О «логике» интуиции и этапах интуитивного прозрения доктор исторических наук Алексей Маслов и историк культуры Дмитрий Попов.
Приобрести выпуски шести наших передач можно теперь и на видео в магазинах:
Московский Дом Книги (Новый Арбат, д. 8)
Дом Технической Книги (Ленинский проспект, д. 40)
Центральный Детский Мир (Театральный проезд, д. 5, 1 этаж)
«ОЗОН» (www.ozon.ru)
Участники:
Маслов Алексей Александрович — доктор исторических наук, профессор (два года прожил в Китае, изучая философию монахов Шаолиньского монастыря; владеет китайским языком, переводил классические работы китайских философов и наставников)
Попов Дмитрий Сергеевич — историк культуры, главный редактор издательства «Сфера»
Предварительный план дискуссии:
• Естественная интуиция Востока и логика, как основа традиции Запада (сокращение в западной цивилизации сферы интуитивного в пользу логического, доказуемого). Нынешнее обращение Запада к восточной традиции (увлечение дзен-буддизмом, чань-буддизмом, конфуцианством и т.д.) — причины, проявления.
• Ипостаси интуиции. Интуиция «решений», интуиция «предчувствий».
• Интуиция в научном творчестве, как единственный метод открытия (логика — способ исследования и доказательства).
• Как действует интуиция и как научиться слышать ее «подсказки». Восточные искусства воспитания интуиции.
Обзор темы:
Роль интуитивного восприятия в Восточной и Западной культуре. Для восточной (в первую очередь китайской) традиции интуитивное восприятие является естественным и единственно верным способом познания истины.
Патриархи Чань (чань-буддизма) отрицали трудности на пути к прозрению, утверждая, что оно доступно всякому, кто искренне верит в свою «природу Будды», доверяет естеству и следует его велениям. Человек, который видит свою истинную природу, действует в соответствии с ситуацией и отвечает в соответствии с вопросом. Как и в даосизме, опыт которого во многом обогатил культуру Чань, целью всей чаньской практики является пробуждение естественного начала в человеке, снятие многочисленных психических стопоров, мобилизация возможностей человеческого мозга, резкое обострение всех пяти чувств, способствующих улучшению таких психических процессов. Истина, согласно теории Чань, всегда вне слов, ее невозможно передать в книге. «Знающий не говорит, говорящий не знает», — сказано у Лао Цзы. Поэтому наставник не читает проповедей ученикам, а лишь стремится направить их собственный разум на путь Очищения и Прозрения.
Западная философская мысль опиралась, прежде всего, на разум, логику. (Западное — «существует лишь то, что можно осмыслить», «я мыслю (причем в смысле „логически мыслю“), значит, я существую»; восточное — «существует лишь то, что непомышляемо и пустотно»). Западная культура, признавая наличие интуиции как явления, пытается в большинстве случаев объяснить ее логикой.
Для сравнения:
«Истина скрыта вне письмен. В знаках и словах не передать Закон. К сердцу обратись, внутрь и вспять, Чтоб, себя постигнув, Буддой стать!» — Бодхидхарма (VI в. ).
«Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума настольно простое и отчетливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…» — Рене Декарт.
В последние годы восточная тема становиться все более популярной на Западе. Люди западной цивилизации, живущие в мире высоких скоростей, все чаще стали обращаться к неторопливо-созерцательной культуре Востока. Древняя литература Востока становиться все более актуальной, поскольку, не пытаясь объяснять все вокруг словами, но оперируя символами, она застрахована
In recent years, an Eastern topic has become increasingly popular in the West. People of Western civilization, living in the world of high speeds, have increasingly began to turn to the industrial culture of the East. The ancient literature of the East becomes more and more relevant, because, without trying to explain everything around with words, but operating symbols, it is insured