Вопрос о соотношении образа князя Мышкина со Христом неоднократно поднимался в современной достоевистике. Большинство исследователей находят, что роман "Идиот" был ответом Достоевского на книгу Ренана "Жизнь Иисуса", очень в то время популярную, где Христос представлен как человек, хотя и прекрасный и в высшей степени положительный, но не Богочеловек. Так вот, создавая образ Мышкина, Достоевский художественно опровергает популярную среди образованного круга разуверившихся современников идею Ренана. А что было бы, если бы Христос не был бы Богом, а был бы добродетельным прекрасным человеком - вот что: добрый сумасшедший князь! Заметьте, который никого ни от чего не спасает (Настасья Филипповна бежит от него под нож к Рогожину, Аглая связывается с поляком-мошенником). Мышкина зовут Лев Николаевич - как Толстого, который в скором времени начнет проповедовать идеи еще более кощунственные, чем ренановские. Толстой категорически отрицает божественную природу Христа и понимает Его лишь как хорошего человека. Из всего Евангелия Толстой принимает лишь Нагорную проповедь, как раз по которой и поступает князь Мышкин - помните, он даже другую щеку подставляет Гане Иволгину? Но Нагорная проповедь - это еще не все Евангелие, а положительные качества характера вовсе не уподобляют человека Христу. Так что князь Мышкин - не просто НЕ Христос, а хуже - он как бы Христос, Христос в представлении Ренана, Толстого, но не Христос Евангелия, а значит не истинный.
The relationship between the image of Prince Myshkin with Christ has been raised repeatedly in modern dostoevistike. Most researchers are finding that the novel & quot; Idiot & quot; Dostoevsky was a response to the book of Renan & quot; The Life of Jesus & quot ;, while very popular, where Christ is presented as a man, though a beautiful and highly positive, but not the God-man. So, creating an image of Myshkin, Dostoevsky Art refutes popular among educated circles lost faith contemporaries the idea of Renan. And what would have happened if Christ would not be God, and would be the perfect person virtuous - that: the good prince crazy! Note that no one of anything does not save (Nastasia runs from him under the knife to Rogozhin, Aglaya associated with Pole-cheater). Myshkin name Leo - like Tolstoy, who will soon begin to preach the idea even more blasphemous than renanovskie. Tolstoy categorically denies the divine nature of Christ and understand it only as a good man. Of all the Gospel Tolstoy takes a Sermon on the Mount, just where and enters Prince Myshkin - remember, he did the other cheek substitutes Ghana Ivolgina? But the Sermon on the Mount - that's not the whole Gospel, and the positive qualities of character is not liken man to Christ. So Prince Myshkin - not just not the Christ, but worse - it is as if Christ, Christ in the representation of Renan and Tolstoy, but not the Christ of the Gospel, and therefore not true.